Особенности организации коррекционных занятий по обучению игре
(консультация для педагогов)
Учитель-дефектолог С.Н. Крылович
Коррекционная работа, направленная на формирование навыков игры, включает следующие направления:
1. Эмоциональное вовлечение воспитанника в игру
Формирование любого игрового действия начинается с установления контакта взрослого с ребёнком.
2. Формирование разделенного внимания
Основной целью этого направления является формирование умения перемещать внимание с игрового предмета на партнера по игре и наоборот.
3. Формирование навыков имитационной игры
Цель данного направления коррекционной работы – сформировать у ребенка базовое умение имитировать игровые действия различной степени сложности в ходе индивидуальной и малой групповой форм работы.
4. Формирование навыков параллельной игры
В процессе данного направления осуществляется формирование умения выполнять игровые действия, находясь рядом с другим ребенком.
5. Формирование навыков хороводных игр и игр в кругу
Главная цель – научить детей выполнять синхронные действия в кругу, в группе детей и взрослых.
6. Формирование навыков игры с переходом ходов
Целью этого направления является обучение навыкам игры с переходом ходов.
7. Формирование умения делиться игровыми материалами
Цель коррекционной работы – научить ребенка делиться игровыми материалами с другим ребенком во время участия в различных видах игр.
8. Формирование навыков игрового сотрудничества
Основной целью этого направления является формирование умения взаимодействовать и сотрудничать с другим ребенком в ходе совместной игры для достижения общей цели.
В коррекционной работе по развитию игровой деятельности важным является организация игрового пространства, так как оно мотивирует детей на взаимодействие, дает возможность формировать навыки игры, усваивать социальные функции различных игровых предметов, формировать игровые способы действия с предметами.
В список игр для коррекционных занятий следует включать те, которые в наибольшей степени совпадают с интересами ребенка.
В процессе формирования навыков игры лучше всего использовать игры с предсказуемым результатом. Учитывая тот факт, что детям с особыми образовательными потребностями значительно легче перерабатывать визуальную информацию, им необходимо наглядно продемонстрировать, когда игра будет окончена. Игра, в которой результат очевиден, мотивирует детей намного сильнее, чем непредсказуемость и неопределенность.
В ситуациях, когда момент окончания игры определить трудно, можно использовать песочные часы, секундомер, таймер или будильник.
Эффективные стратегии для обучения игре:
Использование алгоритмов. Структура занятия наглядно демонстрируется детям с помощью использования расписания, которое может быть представлено в виде:
• Последовательно разложенных предметов, которые символизируют определенные виды деятельности;
• Фотографий, картинок с изображением определенных игровых действий и с надписями;
• Схематических рисунков с надписями и т.п.
Моделирование. Ребёнку предоставляется возможность наблюдать, как другие играют в эту игру. На этой стадии вполне достаточно, что он остается рядом и наблюдает за другими детьми несколько минут. Также можно использовать видеомоделирование. Для этого необходимо снять видео, на котором группа детей играет в ту же игру, и регулярно показывать это видео ребенку. Таким образом осуществляется функция «прайминга» – подготовки ребенка к реальному опыту, чтобы он чувствовал себя увереннее в будущем.
Создание ситуации успеха. Вначале ребенок выполняет игровое действие в самой простой форме, в соответствии с тем, что получается у него на данный момент. Постепенно для него определяются более высокие критерии для того или иного действия.
Подсказки. Можно использовать иерархию подсказок «от наименьшей к наибольшей», когда сначала предоставляем наименьшую подсказку. Более выраженные подсказки предоставляются только если ожидаемого поведения не происходит при нынешнем уровне подсказок. Например, в игре «Светофор», если ребенок не побежал на «зеленый свет», то можно сказать ему: «Что ты должен сделать?» Если ребенок не реагирует на вопрос, то можно подсказать ему жестом или мягко подтолкнуть его.
Одна из иерархий подсказок «от наименьшей к наибольшей», которая часто используется для обучения подобным навыкам, выглядит следующим образом: непрямая вербальная, прямая вербальная, жестовая и физическая подсказка. Например, если ребенку дан «зеленый свет», то непрямая вербальная подсказка – «Что ты сейчас должен делать?», прямая вербальная подсказка – «Беги!». Жестовая подсказка – движение рукой, указывающее, что ребенок должен двигаться в определенном направлении, а физическая подсказка – рука на плече, мягко подталкивающая ребенка вперед.
Можно также использовать иерархию подсказок «от наибольшей к наименьшей», когда самая большая подсказка дается вначале. Постепенно уровень подсказок уменьшается, чтобы помочь ребенку перейти к самостоятельному участию в игре. Сначала используется физическая подсказка, потом она уступает место жестовой, потом прямой вербальной, потом прямой невербальной и, наконец, ребенок самостоятельно участвует в игре.
Техники подсказок выбираются в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Подсказки «от наибольшей к наименьшей» обычно используются, если ребенок негативно реагирует на ошибки, и важно гарантировать его успешность во время обучения. Подсказки «от наименьшей к наибольшей» лучше использовать с детьми, которые быстро приобретают новые навыки, и которые знакомы с такой стратегией подсказок.
Позитивное подкрепление. Следует, по возможности, поощрять ребенка за игровые действия теми поощрениями, которые естественны для данной ситуации. Это могут быть преувеличенная мимика и эмоции, смешные звуки – то, что органично вписывается в игру. Если ребенок знаком с системой поощрения жетонами, то можно перенести ее на игру. Рекомендуются поощрения, которые являются результатом самой игры, а не отдельное получение лакомств или предметов, потому что так будет проще перенести игру в естественную среду с нейротипичными ровесниками.
Обучение «цепочкой». Многие игры состоят из предсказуемой последовательности действий. Для облегчения их усвоения проводим анализ задач и разбиваем игру на отдельные шаги. После этого учим ребенка отдельному шагу до тех пор, пока он не освоит его полностью.
Социальные сценарии. Совместные игры предоставляют множество возможностей для развития навыков коммуникации, например, имитации слов, комментариев («Здорово», «Твоя очередь»), просьб («Помоги») и инициации коммуникации («Давай играть»). Сценарии обычно пишутся словами или изображаются в картинках, они содержат подходящие фразы или предложения, которые используются во время игры, чтобы инициировать ответ ребенка.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Она чрезвычайно важна для формирования навыков коммуникации и взаимодействия, для успешной социализации ребёнка, и, как следствие – для повышения качества жизни самого ребёнка и его семьи.
Литература:
- Хаустов А.В., Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012.
- Янушко Е.А., "Игры с аутичным ребенком". Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Издательство: Теревинф, 2014 г.
https://outfund.ru
разгарнуць » / « згарнуць