18.11.2020 по запросу МГИРО приняли участие в городском обучающем семинаре «Формирование активной родительской позиции в образовательном процессе по формированию социальных навыков у детей с аутистическими нарушениями»
Уважаемые коллеги! Мы хотим поделиться опытом установления партнерских отношений с семьей при организации коррекционной работы с ребенком с аутистическими нарушениями
Проблемы родителей ребенка с аутистическими нарушениями
Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится, конечно, на семью. Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины проблемного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности.
Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих - агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, в магазине, на улице, в детском учреждении.
Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, «опускаются руки». В такие тяжелые моменты близкие ребенка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого.
Позиции родителей
Дети с аутистическими нарушениями, как правило, первые, а нередко и единственные в семье. Из-за отсутствия опыта родители долго не замечают особенностей ребенка.
Реакция родителей проявляется в подавленности, растерянности перед неконтактностью ребенка, в комплексе собственной неполноценности, в полном отказе от себя во имя ребенка, в тревожных опасениях в связи с предполагаемой ролью «плохой наследственности». Это усугубляется невыгодным сравнением своего ребенка с «нормотипичными» детьми. Возникает напряженность, скрытая или явная конфликтность семейных отношений, взаимные обвинения родителей.
Позиции родителей могут быть различными. Одни из них недооценивают реальные успехи и возможности ребенка, фиксируясь на его недостатках. Они стыдятся за ребенка. Воспитание строится на жестко-директивных принципах. Другие родители, наоборот, всячески преувеличивают достижения своих детей и затушевывают их недостаточность. Часто родители сами многое делают за ребенка, не замечая этого и приписывая результаты ребенку. Во многих семьях имеет место противоречивость позиций. Многие родители считают главным вербально-интеллектуальное развитие, хотя страдает преимущественно невербальное развитие.
Личностные особенности членов семьи
Педагог, работающий с аутичным ребенком, должен знать об особой ранимости его близких. В момент постановки диагноза семья переживает тяжелейший стресс.
Состояние стресса для семьи нередко становится хроническим. Семья может столкнуться с недоброжелательностью соседей, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении. Во всем мире семьи, воспитывающие аутичных детей, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими особенностями, в том числе с умственной отсталостью. Стресс в большей степени проявляется у матерей, испытывающих чрезмерные ограничения личной свободы и времени из-за сверхзависимости своих детей, они имеют очень низкую самооценку, считая себя плохими воспитателями.
Ребенок с раннего возраста не смотрит в глаза, не любит бывать на руках, иногда даже не выделяет ее из других людей, не отдает предпочтения в контакте. Такой ребенок не несет ей достаточного эмоционального отклика, радости общения. Это приводит к депрессивности.
Отцы, как правило, проводят больше времени на работе, хотя на них ложатся обязанности материального обеспечения семьи, которые носят долговременный характер. Братья и сестры аутичных детей тоже испытывают определенные трудности, так как родители нередко вынуждены жертвовать их интересами.
Уровень выраженности депрессии у родителей
Совместно с представителями российского государственного социального университета нами были проанализированы результаты исследования психоэмоционального состояния родителей воспитывающих детей с аутистическими нарушениями и нейротипичных детей.
Методики исследования:
- Методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изард
- Самооценочный тест «Характеристика эмоциональности» Е.П. Ильин
- Методика определения уровня депрессии В.А. Жмуров
Эмпирическая база исследования: 50 человек, из них 25 – родители воспитывающие детей с аутичным спектром (группа 1) ГУО «Специальный детский сад № 235 г. Минска» и 25 – родители здоровых детей (группа 2) ГУО «Ясли-сад № 314 г. Минска».
На диаграмме видно: у 24% испытуемых группы 2 депрессия отсутствует либо незначительна, у 56% депрессия минимальна, у 5% - легкая депрессия, умеренной, выраженной и глубокой депрессии в данной группе не выявлено.
Приведем процентное соотношение уровней выраженности депрессии среди родителей, воспитывающих ребенка с аутистическими нарушениями.
Как видно из диаграммы у 12% испытуемых группы 1 депрессия отсутствует либо незначительна, у 44% депрессия минимальна, у 24% - легкая депрессия, у 12% - умеренная депрессия, у 8% - выраженная депрессия, глубокой депрессии в данной группе не выявлено.
Помощь родителям на начальном этапе
Чрезвычайно важно помочь родителям прийти к мысли о нецелесообразности отказа от себя во имя ребенка. Объяснить, что это не способствует развитию и социализации ребенка. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых к нему требований.
На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдельного прогноза ребенка в плане обучения, социальной адаптации, особенно при тяжелых нервно-психических заболевании осложненных вариантах развития ребенка.
Прежде всего следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овладеть некоторыми приемами по уходу, воспитанию и обучению ребенка.
Крайне важно изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него.
На начальных этапах преобладает индивидуальная работа с членами семьи с одновременным обучением каждого из них отдельным приемам коррекционной работы, например, бабушку обучают, как правильно кормить ребенка, как учить его самостоятельному приему пищи, мать – как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные занятия, отца – как заниматься с ребенком физическим воспитанием и т. п.
Каждый член семьи должен получить от специалистов определенные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка.
Активное и грамотное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом работы с семьей!
Этапы работы с семьей
В работе специалистов и педагогов с матерью выделяются 4 этапа:
- Привлечение матери к коррекционно-образовательному процессу, в который вовлечен ребенок; необходимо убедить мать ребенка в том, что именно в ней нуждается ее ребенок, что именно она может оказать ему самую необходимую помощь;
- Формирование у матери интереса к процессу развития ребенка, демонстрация ей возможностей существования «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижений; родительница обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает педагог
- Развитие у матери чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком. Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок с аутистическими нарушениями очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность.
- Раскрытие перед матерью возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ее ребенка, ее участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе с ним. Динамика проведения индивидуальных занятий.
Направления работы с родителями
В целом, выносливость и успешность адаптации семьи зависит от её сплоченности, от включенности в семейные проблемы всех членов семьи.
1. Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом.
Распространенной проблемой для семей, воспитывающих детей с аутистическими нарушениями является перераспределение ролей, чаще всего один из членов семьи постоянно находится с ребенком, а другой работает и занимается материальным обеспечением семьи, в итоге - каждый чувствует себя «перегруженным». Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях.
- Побуждение к налаживанию контактов с другими родителями, столкнувшимися с подобной проблемой, изучению специализированной литературы и так далее.
- Существенной проблемой для семей, имеющей ребенка с аутизмом, является ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи. У каждого члена семьи должно быть время, когда они могли бы отдохнуть и отвлечься от трудностей, необходимо настроить семью на позитивный лад, и показать, насколько важно отводить себе время для снятия стресса, который возникает у родителей любых детей, в том числе и детей с аутистическими нарушениями.
4. Совместное посещение родителей и специалистов образовательных мероприятий. Определение задач, актуальных в данный момент жизни и пошаговое планирование конкретных действий по решению этих задач дает родителям ощущение контроля над ситуацией и ощущение собственной компетентности.
5. Для формирования навыков самостоятельности у детей с аутистическими нарушениями, умений организовывать свою деятельность, а также обучение эффективным способам взаимодействия родителей с ребенком педагогом-психологом организованы еженедельные практические детско-родительские занятия.
В процессе детско-родительских занятий используются средства поддерживающей коммуникации и структурирование деятельности: расписание этапов занятия индивидуально для каждого ребенка, расписание заданий для самостоятельной работы с корзинами, визуальные подсказки с правилами поведения, доска выбора, структурированные задания, коммуникативные альбомы.
С целью формирования умения целенаправленно выполнять инструкцию; развития навыков имитации и социального взаимодействия предлагаем детям задания с песком, методику «пальчиковые шаги», коммуникативные упражнения с предметами.
Один из этапов данных занятий состоит из упражнений с элементами сенсорной интеграции. Эти задания способствуют формированию у ребенка границ собственного тела, обеспечивают концентрацию внимания на ощущениях, идущих от собственного тела. Это помогает понять свое состояние и формировать навыки саморегуляции, корригировать проявления нежелательного поведения.
Для снятия психофизического напряжения у ребенка, сенсорного насыщения предлагаются творческие задания с использованием нетрадиционного материала. Дети с удовольствием рисуют пеной для бритья, окрашивают её в разные цвета, делают отпечатки, проводят эксперименты с пищевыми красителями (окрашивание воды, раздувание на мокрой бумаге, разбрызгивание пульверизатором по бумаге, где нанесены тонким слоем красители), работают с тестом и др. Эти задания способствуют также созданию ситуаций для взаимодействия ребенка с окружающими.
Таким образом, родители имеют возможность познакомиться и использовать в домашних условиях метод расписания, элементы кинезиологии и сенсорной интеграции.
Подготовка родителей к переходу ребенка на следующую ступень образования
6. Подготовка родителей к переходу ребенка с аутистическими нарушениями на следующую ступень образования. с этой целью ежегодно организовывается проведение круглого стола: «Школьная пора: как предупредить дезадаптацию» с приглашением администрации и учителей-дефектологов специальных школ и школ, в которых функционируют классы интегрированного обучения и воспитания. Также принимают участие родители, чьи дети ранее посещали детский сад и перешли на следующую ступень обучения. Родители воспитанников имеют возможность получить информацию по вопросам школьного обучения и задать вопросы родителям.
Совместно с ГУО «Вспомогательная школа-интернат № 11 г. Минска» нами проводился соцопрос среди законных представителей «Готовность ребенка к школе».
Родителям наглядно были представлены полученные данные.
Ответы родителей первоклассников: «С какими трудностями столкнулись придя в первый класс?»:
56% родителей ответили, что ребенок не в полной мере может себя самообслуживать;
24% столкнулись с тем, что ребенок не самостоятелен;
12% ответили на вопрос, как узнать готов ли ребенок к школе;
8% столкнулись с трудностью, как оставить ребенка в школе с чужими взрослыми и детьми.
Родители выпускных групп детского сада давали такие ответы о навыках, необходимых для успешной адаптации к школе:
23% - сформированность коммуникации с окружающими, усидчивость ребенка;
23% - навыки письма;
15% - умение читать;
15% - умение говорить;
15% - сформированность навыков самообслуживания.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации работы с родителями в данном направлении.
Литература:
- Айрес, Джин. Ребенок и сенсорная интеграция: понимание скрытых проблем развития с практическими рекомендациями для родителей и специалистов. Теревинф: 2009
- Ковалец, И. В. Коррекционная работа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью / И. В. Ковалец, Н. И. Акопян. – Минск : Адукацыя и выхаванне, 2019. – 160 с.
- Куташов, В. А. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра / В. А. Куташов, В. В. Квасова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – С. 279-283.
разгарнуць » / « згарнуць