Детско-родительская встреча «Эмоциональный мир ребенка»
Подготовили:
Н.Л. Борисова, педагог-психолог высшей квалификационной категории
В.Л. Рабушко, социальный педагог первой квалификационной категории
Цель: гармонизация эмоциональных связей в семье.
Задачи:
- Создавать условия для изучения взаимоотношений участников тренинга в собственной семье, выявление связей между членами семьи, определение задач, которые реализуют члены семьи через методику «Живой дом».
- Обучать участников навыкам самовыражения чувств и эмоций; развивать невербальные средства общения, навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
- Способствовать эмоциональному сближению членов семьи; формированию у каждого из участников тренинга чувства эмпатии.
Методы и приемы: телесно-ориентированный, игровой, практический.
Материалы:
- листы бумаги А4;
- простые карандаши;
- клей ПВА;
- двухсторонняя цветная бумага (желтая, красная, зеленая, синяя, черная, фиолетовая, оранжевая);
- силуэты человека – 24 шт.;
- косынки по количеству детей/взрослых;
- музыкальное сопровождение для упражнения «Живой дом».
Ход детско-родительской встречи
1. Упражнение -приветствие «Друг к дружке».
Психолог: «Ребята, вы соскучились по своим мамам? Давайте с вами поздороваемся с мамами без слов, как я вам назову. Начинаем: ладошка к ладошке; спинка к спинке; коленка к коленке; плечо к плечу; носик к носику; локоть к локтю; пальчик к пальчику; пятка к пятке; кулак к кулаку и крепкое объятие».
2. Упражнение “Найди свою маму”
Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.
4. Упражнение «Живой дом» (автор Елена Тарарина)
Задание:
- На силуэтах человека (Приложение 1) запишите имена 8 ныне здравствующих людей, членов вашей семьи и близких друзей, тех, кто на данный момент времени является для вас значимым, кто помогает в решении каких-либо вопросов, к кому чаще обращаетесь.
- Теперь нарисуйте дом, который бы состоял из следующих элементов: стены, окна, двери, порог, фундамент, крыша, чердак, труба.
- После того, как дом будет нарисован, соотнесите элементы дома с людьми, которые записаны на ваших силуэтах.
- Ответьте на вопрос, где в этом доме вы?
Интерпретация.
Фундамент – это основа. Это человек, который ассоциируется у автора с основой построения семейных отношений. Или, может быть, это человек, который отдаёт, ничего не требуя взамен. Человек, который даёт, а другие потребляют. Это может быть человек, на которого все давят, требуя от него что-то.
Дети из семьи в состоянии развода часто не рисуют фундамент, или не присваивают имя фундаменту, что может означать, что они не видят, кто в семье будет принимать решения. Или присваивают своё имя, что символизирует принятие ребёнком ответственности за развод родителей.
В ситуации развода дети нередко помещают себя на фундамент: на меня слишком многое давит.
Стены символизируют эмоциональное пространство семьи, эмоциональный интеллект, эмоциональное тело семьи. Это человек, который учит любви, заботе, радости, огорчениям. Это человек, который выстраивает эмоциональные отношения в семье.
Если стенам не присвоено имя, это может означать, что у человека эмоциональные отношения не стабильные. В ситуации развода дети нередко помещают себя на стенах: от меня зависит эмоциональность семьи.
Дверь – портал для коммуникации с внешним миром. Человек, который символизирует дверь, является для автора средством построения коммуникации с внешним миром, учит автора общаться с миром.
Если двери не присвоено имя, это, вероятнее всего, означает проблемы в коммуникации с внешним миром.
Порог выполняет функцию аналогичную двери. Человек, ассоциирующийся с порожком, помогает выстраивать отношения с внешним миром, уважать границы другого человека.
Если порожек отсутствует или ему не присвоено имя, можно предположить прямолинейность, не дипломатичность автора рисунка.
Окно ассоциируется с поговоркой «Свет в оконце». Идеально, если в окнах размещены дети. Окно символизирует человека, с которым ассоциируется будущее для развития семьи. Это тот, от кого семья ждёт результатов, успехов. Тот, с кем связаны ожидания. Дети в рисунках часто размещают в окнах себя.
Крыша ассоциируется с защитой. От человека, ассоциирующегося с крышей живого дома, автор ждёт или получает материальную или эмоциональную поддержку. В ассоциации может проявляться реальное или ожидаемое. Если это человек, с которым автор общается мало, можно предположить, что в присутствии этого человека становится спокойнее и увереннее.
Чердак олицетворяет человека, с которым хочется посекретничать, хочется быть ближе. Если чердаку не присваивается имя, вероятно, опыт близких отношений в семье исчерпал себя.
Труба олицетворяет человека максимально эмоционально нам близкого. Человека, который уделяет больше внимания, чем надо или чем нам хотелось бы. Человек заботящийся, защищающий.
5. «Обратная связь»
Участники рассказывают о своих впечатлениях от сегодняшней встречи:
– Что было новым?
– Что удивило?
– Что могу изменить в отношениях с членами семьи?
6. Домашнее задание.
Ввести домашнюю традицию в своей семье, которую проговорили на занятии.
Литература:
1. Бенилова, С. Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. – С.Ю. Бенилова.– Москва: Книголюб, 2002.
2. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.– Н.Ю. Синягина.– Москва: Владос, 2001.


