РОДИТЕЛЮ О ДОМАШНЕМ НАСИЛИИ
«РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАЩИЩЕН ОТ ВСЕХ ФОРМ НЕБРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ, ЖЕСТОКОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ»
Что понимают под домашним насилием?
Понятия «дом» и «насилие» кажутся несовместимыми. Дом дает защиту, безопасность, любовь и возможность открываться и развиваться способностям ребенка и взрослого. Однако в мире ежегодно погибают тысячи детей и взрослых не от преступника на улице, не от незнакомого случайного агрессора, а от близкого, родного человека. А психологическое насилие как вид воспитания наносит еще большее количество травм.
Домашнее насилие является проблемой, которая существует во многих странах мира. Распространенность случаев насилия над детьми, по результатам исследований разных авторов, составляет от 3% до 30% общего количества детского населения.
Домашнее насилие – это повторяющиеся циклы физического, сексуального, психологического, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.
Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно не является ни случайностью, ни досадным эпизодом, а имеет системный характер и проявляется в повторяющихся циклах разных видов насилия. Домашнее насилие не является конфликтом, который можно разрешить при помощи переговоров, компромиссов и взаимных уступок. В ситуации насилия в семье поводом для агрессии является не проблема, а интересы только одной стороны - обидчика, целью которого является желание контролировать и управлять поведением и чувствами другого.
Второе отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в том, что оно происходит в отношении к близким людям: супругам, родителям, детям, другим родственникам, т.е. тех людей, кто рассчитывает на безопасность и любовь.
Третья важная особенность домашнего насилия - чаще всего его жертвами становятся женщины. Свидетели насилия, дети также подвержены травматизации и переживают те же психологические последствия, что и жертва. Это важно знать матерям, сохраняющим отношения с агрессором «ради детей», или по другим причинам.
Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми
1. Физическое насилие
2 Пренебрежение
3. Психологическое насилие
4. Сексуальное насилие
Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют боль, телесные повреждения или не предотвращают возможности их причинения.
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физических наказаний – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем, избиения, истязания, сотрясения, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и др. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Физическое насилие может проявляться в виде действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка: родители выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды; запирают на длительное время, лишая еды и питья, и т.д. Кроме того, сюда же можно отнести такие действия, как грубое нарушение необходимого режима: например, ребенка часто будят ночью, заставляя выполнять какие-либо приказы, шумят, мешая спать и др.
Признаки того, что ребенок стал жертвой физического насилия: необъяснимо возникшие кровоподтеки; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов предметами (ремнем, палкой и др.); след от укуса на коже; наличие на голове участков кожи без волос; следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги по форме «варежки» или «носка», от утюга); необъяснимые переломы костей, вывихи, раны; повреждения внутренних органов.
Особенности поведения ребенка – жертвы физического насилия: испытывает страх при приближении к нему родителя; он пассивен или повышено агрессивен; у него появились необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный, теперь он постоянно грустен, задумчив, замкнут); он чувствует страх перед возвращением домой; учащаются случаи причинения себе.
Физическое насилие — явление распространенное в нашем обществе. Основные причины, провоцирующие взрослых применять меры физического воздействия, следующие: плохое поведение, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Часто взрослые, использующие физическое насилие над ребенком, убеждены в пользе физических наказаний; у них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком, они плохо осознают реальные возможности ребенка, демонстрируют нереалистичные ожидания от него; в отношениях с ребенком почти не используют похвалу, не проявляют положительные эмоции.
Испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывает свою агрессивную модель поведения. Но выражение гнева по отношению к насильнику бывает слишком опасно или не приносит результата, поэтому гнев ребенка обращается на самого себя, вызывая депрессию, ненависть к себе, саморазрушающее поведение. Жертвы физического насилия ощущают себя несчастными, непослушными.
Основными последствиями физического насилия для детей являются неумение контролировать свою импульсивность, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникают острые состояния страха.
Пренебрежение или заброшенность ребенка
Пренебрежение негативно влияет на эмоциональное и психическое развитие ребенка. Родительская забота, тепло и эмоциональная близость создают в ребенке чувство привязанности, которое является основой развития личности ребенка, вселяя уверенность в том, что он желанен, достоин любви и может расчитывать на своих родителей как на заботливых и учитывающих его потребности людей. Ребенок, привязанный к родителям, использует их как источник безопасности, уверенности в условиях напряженности и стресса. Этот первый опыт привязанности к родителям является моделью последующих отношений с другими людьми.
Физическое пренебрежение:
- ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необходимого питания;
Эмоциональное пренебрежение:
- равнодушное отношение к потребностям ребенка и отказ в их удовлетворении («отстань, займись сам чем-нибудь»);
- отсутствие одобрения успехов ребенка;
- игнорирование ребенка, т. е. невнимание к нему, неуважение его как личности;
нежелание эмоциональной близости с ребенком.
Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регулировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебрегают ребенком, эмоционально отвергают его, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами, лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.
Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются прежде всего в виде эмоциональной неуравновешенности, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными.
Пренебрежение здоровьем ребенка:
- отсутствует регулярная проверка здоровья;
- родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.);
- ребенку не покупают необходимые лекарства;
- ребенку дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной дозировке;
- в случае серьезной травмы или заболевания не обращаются к врачу;
Пренебрежение образованием ребенка:
- ребенок часто пропускает детский сад;
- родители утром не будят ребенка в нужное время, и его часто приводят не вовремя;
- родители не заботятся о возможностях развития способностей ребенка;
- родители не интересуются проблемами или успехами ребенка.
Психологическое насилие
Психологическое насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.
К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Эмоциональное насилие как составляющая психологического насилия — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
В процессе развития ребенку приходится неоднократно испытывать напряжение из-за неадекватных эмоциональных реакций взрослого: страх, унижение, волнение, подавленность и т. д.
Нормальные реакции родителей на успех ребенка — похвала, чувства гордости и радости. Однако, иногда родители выражают равнодушие и даже раздражение.
Постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия в семье, приводят к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются. Возникает своего рода эмоциональная тупость, которая заглушает боль. Без этого просто не выжить. «Замораживанию» чувств способствует и то, что в таких семьях вообще не принято выражать свои эмоции. С самого раннего детства ребенок слышит: «Не реви!», «Не злись», «Отстань, не мешай мне», «Не путайся под ногами!» и т. д.
К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
- изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
- оскорбление ребенка, брань, издевки;
- поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
- предъявление завышенных требований, чрезвычайная критичность;
- запугивание наказанием
Психологическое насилие наносит ребенку не менее глубокую травму, чем физическое, и влияет на всю жизнь в будущем. «Не трогай, опять сломаешь», «дурак, неумеха, бестолочь», «откуда руки растут», «в кого такой уродился» - что только не услышишь, когда родители ругают ребенка за какую-либо провинность или оплошность. Воспитание ребенка в условиях, когда родители систематически унижают и оскорбляют его, выражают неверие в его силы и способности, сравнивают с ненавистным родственником, обвиняют во всех неудачах, приводит к деформации личности, ребенок растет со знанием того, что он плохой. В дальнейшем он будет воспроизводить уже усвоенные им модели поведения в собственной жизни.
Методы, которыми взрослые добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, вплоть до истязания, обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье. Причины такого воспитания не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев - они совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка!
Автор (Карл Густав Юнг) утверждает, что в основе психологического насилия родителей по отношению к детям лежат их собственные психологические проблемы, которые они пытаются решить за счет детей. "Здоровый человек не издевается над другими. Мучителем становится перенесший муки".
Среди родительских мотивов жестокого обращения с детьми могут быть:
- потребность найти выход для подавленных чувств (гнев, агрессия, неудовлетворенность работой или браком и т.д.);
- потребность иметь объект для манипулирования в полном распоряжении (ребенок в силу своей беззащитности и зависимости от родителей – идеальный объект);
- стремление утвердить правильность собственного воспитания посредством приложения методов, применявшихся их родителями, к своим детям;
- страх проявления в детях того, что было подавлено в себе;
- реванш за боль и унижения, испытанные в детстве (и не только в детстве).
Родители могут не осознавать своих психологических проблем, не бороться с ними и продолжать изо дня в день из лучших побуждений «отравлять» детство собственных детей. Но ведь вред, нанесенный по незнанию или неосторожности, не перестает быть вредом. Такие родители больше всего ценят послушание и воспитывают детей в духе безусловного подчинения. Психолог Алиса Миллер в 1080 году в книге «Для твоего собственного блага» назвала такие принципы воспитания "отравляющей педагогикой" и описала основные установки, которыми руководствуются родители – тираны.
Если воспитание сводится только к соблюдению набора последовательных строгих правил, и ребенок не получает душевного тепла, то впоследствии ему будет трудно выражать свои добрые чувства; его всегда будут преследовать депрессивность, подавленность, мучительное, терзающее чувство вины и психосоматические заболевания. Родители с помощью «отравляющей педагогики» могут вырастить лишь жестоких, бессердечных людей или пугливых неудачников.
Главное желание родителей в наши дни — это успешная социализация ребенка. Поэтому ребенок считается "хорошим", когда ведет себя социально одобряемо: слушается старших, вежливо здоровается и т. д. Он по-прежнему "должен" родителям, но уже не прислуживать в доме или терпеть побои (как в прошлые века), а быть социально успешным: быть лучшим — таким, чтобы родители могли им гордиться. Социальные успехи ребенка становятся престижем родителей. И нередко он оказывается виновным, если "не оправдал доверия": "Лучше бы я пошла работать, чем с тобой сидела!", "Я столько в тебя вложил(а)!" — то и дело слышит ребенок от родителей. Физический контроль сменяется психологическим: телесным наказаниям предпочитают манипуляции и эмоциональный шантаж ("Веди себя хорошо, и тогда я...", "Мальчики никогда не плачут"). Миллион условностей, а про безусловную любовь опять забывают!
С чего же начать? С себя, с честного отношения к своей судьбе и вопросов к самому себе.
Пять вопросов о безусловной любви и завышенных ожиданиях
1. Что я буду чувствовать, если узнаю, что мой ребенок не совсем такой или совсем не такой, как я бы хотел(а)?
2. Могу ли я принять своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, а не в моих мечтах или планах?
3. Могу ли я получать радость от общения с ребенком, отдавая ему свою любовь и не требуя ничего взамен?
4. Даю ли я право своему ребенку выражать чувства и переживания? Уважаю ли я его чувства?
5. Не пытаюсь ли я реализовать собственные амбиции или выразить собственные страхи или агрессию за счет своего ребенка?
Это не тест, и на эти вопросы нет правильных или неправильных ответов. Это вопросы для размышления о том, какую роль на самом деле мы играем в жизни своих детей, и какую они - в нашей.
В отношениях с детьми необходимо выработать для себя следующие правила:
Мой ребенок достоин уважения с моей стороны.
Он имеет собственные права, и я отношусь к ним с пониманием.
Я принимаю чувства своего ребенка и проявляю к ним терпимость.
Я наблюдаю за поведением своего ребенка и познаю его самобытность, эмоциональность, я нахожу в нем отражение своего характера.
В течение дня я обнимаю своего ребенка не менее 4 раз.
Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий – и разумной требовательности, формировании чувства долга и ответственности у детей.
Сексуальное насилие
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.
Сексуальное насилие над детьми — это любой сексуальный опыт между ребенком до 18 лет и человеком, по крайней мере, на 5 лет старше его.
В сексуально порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование в порнографии и т.п.) и собственно сексуальное насилие.
На практике непросто отличить начинающееся сексуальное насилие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека, а также возможностью для ребенка свободно сказать «нет».
Существует множество трюков, способов, заманиваний и стратегий, которые использует преступник, чтобы совершить акт насилия по отношению к детям. Сначала взрослый пытается создать условия, чтобы остаться наедине с ребенком, вначале это может быть случайно, затем насильник стремится повторить ситуацию. Главная цель насильника на этом этапе – расположить к себе ребенка и убедить его в том, что ничего необычного в их отношениях нет. Он обычно говорит ребенку: «Это будет игра», «Обычно взрослые делают это со своими детьми». Постепенно насильник подводит к тому, чтобы ребенок воспринимал это как нечто естественное. Процесс развивается по нарастающей: от невинных прикосновений – к ласкам интимного характера, затем интимные ласки переходят в половой акт.
Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в возрасте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.
В 75% случаев насильники знакомы детям. В 45% случаев насильником является родственник. Среди родственников наиболее часто насилие совершается отцом, отчимом, опекуном, реже — братом или дядей (Черепанова Е. М., 1996).
Существуют некоторые искаженные представления о насильнике:
во-первых, считается, что насильником может быть только мужчина. Однако по статистике, 2% тех, кто насилует детей, — женщины.
во-вторых, считается, что насильники принадлежат к людям старшего возраста. Однако обычно это люди моложе 40 лет, 50% из них становятся насильниками в 30 лет.
в-третьих, существует мнение, что сексуальное насилие над ребенком способен совершить только психически больной человек, однако лишь 5% из них страдает психическими расстройствами или нарушениями поведения и влечений.
Признаки сексуального насилия
Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении ребенка. В первую очередь, детей отличает сексуализированное поведение.
Что собой представляют родители, применяющие физическое и сексуальное насилие к своим детям?
Исследования установили, что эти родители в детстве сами были жертвами насилия, заброшены родителями. Ранний опыт пренебрежения и отверженности создает в ребенке отрицательную модель родителя. Ребенок, с которым плохо обращались, отождествляет себя со своим родителем-насильником и учится тому, что нанесение удара ребенку — это нормальная и повседневная практика воспитания.
Часть родителей, применивших сексуальное насилие к своим детям, сами пережили в детстве сексуальное злоупотребление, и таким образом усвоили модель поведения, согласно которой допускается использование детей в качестве сексуального партнера.
Родители, склонные к насилию, чаще других находятся в условиях хронического дистресса (супружеские конфликты, материальные проблемы, отсутствие помощи в воспитании детей, отсутствие работы или нестабильные заработки). Будучи ожесточенными и разочарованными в своих стремлениях материально обеспечить семью, родители выплескивают на детей свое напряжение, гнев и разочарование. Вынужденные в рабочие дни оставаться наедине с детьми, они чаще срываются, наказывая их даже за маленькие шалости и непослушание. При этом отец/отчим, находясь с детьми в дневное время, получает все условия для сексуального злоупотребления детьми.
Употребление алкоголя или наркотиков родителем предшествует физическому или сексуальному насилию над детьми. В результате опьянения процессы торможения ослабевают, резко ухудшается внимание и способность мыслить, снижается самоконтроль и критика к себе и своим действиям, что приводит к неадекватной оценке происходящего. Так, малейшее невыполнение ребенком распоряжения или запрета может вызвать сильный аффект ярости, и ребенка начинают учить кулаками.
Родители, склонные к насилию, страдают расстройствами личности и нарушениями поведения. Родитель-социопат может в гневе все ломать, крушить, причинять телесные повреждения чужим и своим, и даже самому себе - он не в состоянии контролировать свои действия, импульсивен и склонен к насилию. У него снижен инстинкт самосохранения, и он также безразличен к жизни и страданиям своих родных. У родителей, применяющих физическое и сексуальное насилие, нарушено адекватное восприятие своего ребенка. В семьях с жестоким обращением с детьми зачастую происходит перевертывание ролей, когда родители ждут от детей удовлетворения своих желаний и выполнения родительских обязанностей — стирки белья, приготовления пищи, уборки, ухода за другими детьми и т. д. Если ребенок в роли родителя не выполняет «свои обязанности», то его наказывают, зачастую бьют. В семье, где был инцест, также происходит путаница ролей: отец общается с дочерью как с супругой или любовницей. Ребенку приходится нести ответственность за счастье своего отца, а также за сохранение семьи.
Супруга родителя-насильника зачастую страдает депрессией и не способна защитить своих детей.
Последствия физического и сексуального насилия
Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след: насилие, пережитое в детстве, приводит и к отдаленным последствиям и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускать» особые жизненные сценарии. Так, многие взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели «неотработанный» опыт насилия в детстве. Психологическая травма, которую получают дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Травматический опыт приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.
Если физическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмы присутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии. Насилие в семье является серьезным барьером на пути нормального психического развития подростка. Физическое и сексуальное насилие переживаются сначала как острая травма, но по мере того, как оно повторяется, жертва переживает страх и чувство беспомощности в предотвращении ее.
В разные возрастные периоды жизни реакция на подобную травму проявляется по-разному:
у дошкольников на первый план выступают эмоциональные нарушения: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности; нарушения поведения: регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
у детей младшего школьного возраста — амбивалентные чувства по отношению к взрослым, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверие к миру; в поведении отмечаются: отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;
для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
для подростков 13-18 лет — отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.
Жестокая статистика
Сексуальные домогательства и насилие над детьми распространены гораздо больше, чем можно подумать. Ежегодно в мире фиксируется 80 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, но число незарегистрированных эпизодов намного больше, потому что дети боятся рассказать о случившемся. Родители, считающие, что уж их-то ребенку сексуальное насилие не угрожает, пребывают в опасном заблуждении. По данным Национального центра помощи жертвам насилия, около 33% женщин (каждая третья) до достижения совершеннолетия, как минимум, один раз подвергались сексуальному насилию. Статистика среди мужчин шокирует не менее – жертвами сексуального насилия являются более 16% (примерно, каждый шестой). Чаще всего изнасилованиям подвергаются подростки, однако не менее четверти случаев приходится на долю детей младше 7 лет. Эти тревожные цифры говорят о том, что родители должны принимать активное участие в жизни ребенка. Ни один ребенок психологически не подготовлен к повторяющимся случаям насилия.
ВНИМАНИЕ!
Телефоны и организации помощи гражданам, пострадавшим от насилия
- Телефон экстренного вызова милиции: 102
- Республиканская приемная Национальной комиссия по правам ребенка: Минск, ул Кирова,16, каб. 1 тел. + 375 17 227 31 38
- Телефон «ДОВЕРИЯ» МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми + 375 17 218-72-22
- Телефон доверия для взрослых (круглосуточный) + 375 17 290 44 44
- ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»
- Кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей (круглосуточно): + 375 17 247-32-32
разгарнуць » / « згарнуць