Государственное учреждение образования
”Специальный детский сад № 235 г. Минска”
управления образования, спорта и туризма администрации
Московского района г. Минска
Консультация
“Особенности восприятия сенсорной информации ребенка с аутистическими нарушениями”.
Подготовила: учитель-дефектолог Жукова В.С.
У многих детей с аутистисескими нарушениями есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, например проблемы со слухом, зрением и обонянием. Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека.
Наша центральная нервная система (мозг) воспринимает все сенсорные данные, которые мы получаем, и помогает нам организовать, расставить приоритеты и понять информацию. Мы отвечаем с помощью мыслей, чувств, двигательной реакции (поведения) или комбинации всего перечисленного.
Наши рецепторы, воспринимающие сенсорную информацию, располагаются по всему телу, их называют «раздражители». На наших руках и ногах расположено самое большое количество рецепторов. Большую часть времени мы воспринимаем сенсорную информацию автоматически, без необходимости её анализировать.
Дети с нарушением сенсорной интеграции испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации.
Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких детей сильный стресс, истощение и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей.
Повседневная сенсорная информация при аутизме может неправильно восприниматься, вызывая у ребёнка очень сильный стресс.
У человека семь чувств:
– Зрение
– Слух
– Осязание
– Вкус
– Обоняние
– Равновесие (вестибулярный аппарат)
– Восприятие собственного тела (проприорецепция)
Дети с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».
Сенсорная чувствительность: Зрение
Располагаясь на сетчатке наших глаз и реагируя на свет, наше зрение помогает нам различать объекты, людей, цвета, контрасты и пространственные границы. Дети с аутистическими нарушениями могут переживать следующие трудности:
Гипо (недостаточная чувствительность)
– Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей.
– Центральное зрение может быть размыто, тогда как периферическое достаточно резко.
– Центральное зрение достаточно хорошо, но периферия размыта.
– Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить предметы; неуклюжесть.
Гипер (чрезмерная чувствительность)
– Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.
– Изображения могут искажаться.
– Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.
Слух: Это самая распространенная форма сенсерной дезинтеграции при аутизме. Проблемы со слухом могут повлиять на способность общаться и, возможно, на равновесие.
Гипо
– Способность слышать звуки только одним ухом, второе ухо лишено возможности слышать полностью или частично.
– Невозможность распознать некоторые конкретные звуки.
– Возможно получение положительных эмоций от нахождения в толпе или шумном месте, а также от громких ударов по дверям или предметам.
Гипер
– Шум воспринимается преувеличенно, звуки могут быть искажены или неразборчивы.
– Особенная чувствительность к звукам, например, способность слышать разговор на расстоянии.
– Одинаково сильное восприятие всех звуков, в том числе фонового шума, что часто ведет к проблемам со вниманием.
Осязание
Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль.
Гипо
– Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на кожу.
– Высокий болевой порог.
– Возможно нанесение себе повреждений.
– Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла), находящихся над ними.
Гипер
– Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, человек избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими.
– Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.
– Проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.
– Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.
Вкус
Химические рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. Дети с аутистическими нарушениями могут испытывать проблемы следующего рода:
Гипо
– Склонность к очень острой еде.
– Может есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин. Это явление называется называется пика.
Гипер
– Считает, что некоторые ароматы и продукты слишком насыщенные и тяжелые из-за слишком острой реакции на вкус. Придерживается очень ограниченного рациона.
– Дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.
Запах
Химические рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. На запах мы реагируем в первую очередь. Дети с аутистическими нарушениями могут сталкиваться со следующими проблемами:
Гипо
– Некоторые люди вообще не чувствуют запахов и не воспринимают резкие ароматы (даже запах собственного тела).
– Могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.
Гипер
– Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными. Это может привести к проблемам с использованием туалета.
– Такие дети могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.
Равновесие (вестибулярный аппарат)
Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Дети с аутистическими нарушениями могут испытывать следующие проблемы:
Гипо
Необходимость качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то.
Гипер
– Сложности с занятиями спортом, где необходим хороший контроль над своими движениями.
– Трудно остановиться во время каких-либо действий.
- Человека легко “укачивает” в транспорте.
– Сложности с выполнением заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от земли.
Восприятие собственного тела (проприорецепция)
Наше восприятие тела располагается в мышцах и конечностях и сообщает нам о положении нашего тела в пространстве и о том, как движутся те или иные части нашего тела. Дети с аутистическими нарушениями могут испытывать следующее:
Гипо
– Такие дети могут стоять слишком близко к другим, потому что не могут оценить расстояние между людьми и определить границы личного пространства.
– Также им тяжело ориентироваться в комнате и избегать препятствий.
– Могут врезаться в людей.
Гипер
– Сложности с мелкой моторикой: низкая способность манипулировать маленькими предметами, например, кнопками или шнурками.
– Когда человек поворачивается к чему-то, то движет всем телом.
Синестезия
Синестезия – это редкое состояние, которое проявляется у детей с аутистическими нарушениями. Сенсорное восприятие «входит» в организм через одну систему, а «выходит» через другую. Например, человек слышит звук, но воспринимает его как цвет. Другими словами, он «слышит» голубой цвет. Так называемая “тряска руками” и другие самостимулирующие движения часто встречаются у людей с разными формами аутизма. Часто они являются неосознанным способом компенсировать проблемы сенсорного восприятия.
Методы помощи
Здесь собраны некоторые примеры того, как можно помочь человеку с сенсорной дезинтеграцией. Часто даже незначительные изменения в окружающей среде могут оказать огромное влияние.
Вот три основных правила:
– Будьте внимательны: оцените окружающую обстановку и подумайте, может ли она создавать трудности людям с аутизмом. Можете ли вы что-то изменить?
– Подходите ко всему творчески: вспомните положительные моменты, связанные с сенсорным восприятием.
– Занимайтесь предварительной подготовкой: заранее рассказывайте людям с аутизмом о возможных сенсорных стимулах, которые могут им встретиться в той или иной ситуации.
Методы помощи: зрение
Гипо (недостаточноая чувствительность)
– Необходимо повысить уровень визуальной поддержки.
Гипер (повышенная чувствительность)
– Убавить флуоресцентное освещение – вместо этого использовать приглушенные цветные лампы.
– Носить солнечные очки.
– Создать в классе так называемую «рабочую зону» – пространство или стол с перегородками, которые блокируют визуальные раздражители.
– Использовать затемняющие занавески.
Методы помощи: звук
Гипо
– Использовать визуальное сопровождение вместо звукового.
Гипер
– Закрывать двери и окна, чтобы избежать внешнего шума.
– Готовиться к походу в шумные места заранее.
– Носить затычки для ушей или наушники.
– Слушать музыку.
– Создать изолированную от шума рабочую зону.
Методы помощи: осязание
Гипо
– Использовать тяжелые одеяла или спальные мешки.
Гипер
– Необходимо предупредить человека, что вы собираетесь его коснуться, а также всегда подходить к нему спереди.
– Помните, что кому-то объятия причиняют боль, а не приятные ощущения.
– Постепенно представляйте различные текстуры – коробка с разными материалами должна быть в доступе.
– Позволяйте людям самостоятельно совершать некоторые действия: (расчесывать волосы, мыть их) для того, чтобы они могли делать что-то так, как им удобно.
Методы помощи: вкус
Некоторые люди с аутизмом недостаточно или чрезмерно чувствительны к вкусам и могут ограничивать себя слишком пресной или слишком острой едой. Мы не включили сюда информацию о способах помощи, потому что пока человек придерживается какой-то сбалансированной диеты, это может и не быть проблемой.
Методы помощи: обоняние
Гипо
– Используйте продукты с резкими запахами как награду и с целью отвлечь от сильных раздражающих запахов (например, от запаха испражнений).
Гипер
– Используйте гигиенические средства без запаха, не носите духов, попробуйте избегать любых запахов настолько, насколько это возможно.
Методы помощи: равновесие
Гипо
– Занимайтесь тем, что тренирует вестибулярный аппарат. Для детей это, например, игрушечные лошади-качалки, качели, карусели. Для взрослых – можно попробовать игры в мяч, плавно подниматься по лестнице или идти по бордюру.
Гипер
– Разделяйте большие занятия на мелкие, более легкие задания, используйте визуальные подсказки, как, например, финишная черта.
Методы помощи: восприятие собственного тела
Гипо
– Располагайте мебель по краям комнаты, чтобы было легче ориентироваться.
– На пол можно наклеить яркую ленту, чтобы обозначить границы.
– Используйте «правило вытянутой руки», чтобы определить комфортное расстояние между людьми. Это означает, что к человеку не нужно подходить на расстояние ближе, чем вытянутая рука.
Гипер
– Используйте упражнения, развивающие мелкую моторику, например, вышивание.
Как сенсорная чувствительность влияет на поведение
Сенсорная комната – один из методов помощи людям с нарушениями сенсорной интеграции.
Сенсорные комнаты могут помочь стимулировать, развивать и балансировать сенсорные системы человека. В сенсорных комнатах может быть:
– Расслабляющая музыка
– Вибрирующие подушки
– Стеклянные трубки с подсветкой
– Зеркальные шары
– Трубки с пузырьками
– Водяные матрасы
– Тактильные стены
– Шары-диско
– Проекторы; оборудование, которое включается рычагами, движениями, звуком или давлением, то есть такое, которое может научить человека причинно-следственной связи между явлениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.
2. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997. — 131 с.
3. Интернет-источник: sensationalbrain.com
разгарнуць » / « згарнуць