Повышение мотивации ребёнка с аутистическим нарушениями к взаимодействию с окружающими
Способность общаться — один из самых важных навыков, необходимых в жизни любого человека. Развитие коммуникации – умения донести свои потребности до других людей – является основной задачей по развитию детей с аутистическими нарушениями.
Для совсем маленьких детей с аутизмом очень часто первая цель по развитию коммуникации, для стимулирования их активности – это использование указательного жеста («показать пальцем») для того, чтобы сообщить о своих желаниях. Ниже приводятся рекомендации поведенческого терапевта, Сунбула Рай, по обучению указательному жесту.
1. Для начала выберите предмет, который очень мотивирует ребенка. Например, это может быть любимая игрушка.
2. Если ребенок может имитировать, копировать ваши действия, то укажите пальцем на игрушку и подождите, пока ребенок сделает то же самое. Если ребенок это сделает, тут же дайте ему желаемый предмет, а также дополнительно закрепите коммуникацию с помощью собственной радостной реакции, похвалы («Молодец, как хорошо показал!»), прикосновения или объятий – в зависимости от того, что больше нравится вашему ребенку.
3. Если ребенок не может скопировать указательный жест, используйте подсказку «рука на руке» – мягко положите свою руку на руку ребенка и направьте ее так, чтобы получился указательный жест. После этого тут же дайте ему желаемый предмет и похвалите так же, как предлагалось выше. Постепенно уменьшайте физическую подсказку и делайте паузы, чтобы у ребенка была возможность попробовать жест самому. Важно, чтобы ребенок научился использовать указательный жест полностью самостоятельно. Также ничего не говорите, когда вы ждете его жеста или предоставляете физическую помощь – в противном случае, у ребенка разовьется зависимость от ваших речевых подсказок.
4. Практикуйте обучение во время приема пищи. Предлагайте ребенку на выбор то, что он любит, и еду, которая ему совсем не нравится. Смысл в том, что ребенок получает ту еду, на которую он указывает пальцем.
5. После того как ребенок научился успешно указывать на различные предметы, начинайте немедленно расширять это упражнение – пусть ребенок тренируется в указательном жесте с другими членами семьи, с разными предметами, в разных местах, с картинками в книжках и так далее.
6. Очень важно не делать такое обучение «скучным» – это должна быть игра, веселый опыт для вас обоих. Старайтесь вести себя естественно, выражайте радость от самого факта взаимодействия с ребенком. Одновременно вы учите ребенка тому, что общение с другими людьми – это ценный и приятный опыт.
Следует постепенно расширять виды поощрений ребенка. В первую очередь мы должны учить их ребенка просить предметы, которые он хочет. Но очень часто можно услышать: «Но он ничего не хочет!» Все дети чего-нибудь да хотят, и существуют методики, которые позволяют нам увеличить разнообразие и количество желанных для них предметов и занятий. (Это называется увеличение числа потенциальных поощрений). Нужно целенаправленно «учить» ребенка получать удовольствие от самых разных занятий и игр. В этом случае, у нас будет гораздо больше возможностей для обучения другим навыкам, кроме того, у ребенка появятся альтернативные виды досуга помимо «стимминга», повысится мотивация к общению.
Если «настоящий мир» (игрушки, игры, другие люди) не связан для ребенка с поощрениями, то мы научили ребенка говорить только в искусственной среде (за столом) в ответ на искусственные стимулы (изображения) и при искусственном поощрении (видео, конфеты, угощения). Поэтому неизменной «целью» любой программы должно стать объединение уже существующих поощрений (сладостей, прикосновений, запахов и так далее) с новыми предметами и занятиями, чтобы у ребенка появились новые источники удовольствия (обусловленные поощрения). Объединяйте первичные поощрения с новыми, чтобы создать обусловленные поощрения и расширить виды поощрений ребенка.
Анализируйте самостимулирующее поведение. Для того, чтобы определить, какие игрушки и занятия могут понравиться ребенку, нужно проанализировать, какие виды самостимулирующего поведения у него есть, и как он реагирует на различные зрительные стимулы, звуки, вкусы и движения. Попробуйте предлагать ребенку различные визуальные стимулы, звуки, прикосновения и вкусы и смотрите, как будет реагировать ребенок. Как только вы определили его профиль, используйте эту информацию, чтобы найти лучшие виды игрушек и занятий для ребенка.
Объединяйте новые занятия с поощрением. Очень важно помнить, что каждый раз, когда вы знакомите ребенка с новой игрушкой или занятием, то вы должны «объединять» его с уже существующим поощрением. Другими словами, попробуйте что-то, что может понравиться ребенку, комбинируя это с тем, что ему точно нравится. Любое поощрение можно использовать для такого объединения. Например, если ребенку нравится, чтобы его очень крепко обнимали, объедините это с чтением книги. Если ему нравится смотреть на верчение предметов, то выбирайте игрушки и игры, где есть вертящиеся детали. Если ему нравится, когда вы говорите «смешными» голосами, то используйте это во время игры. Если ему нравится музыка, то пойте или говорите нараспев, когда взаимодействуете с ребенком.
Играйте по очереди. Некоторым детям нравится играть с новыми игрушками, но другие с опаской относятся к новым занятиям. Новые игрушки следует предлагать после того, как ребенок привык, что инструктор «по очереди» играет с ребенком теми игрушками, которые уже ему нравятся. Предлагая новую игрушку или занятие, знакомьте с ними ребенка во время «своей очереди» и следуйте процедуре объединения с поощрением. Дурачьтесь и ведите себя эмоционально, когда играете с новой игрушкой, старайтесь подчеркнуть тот аспект игры, который может понравиться ребенку. Во время нового занятия говорите одни и те же слова и издавайте одни и те же звуки.
Если ребенок плохо переносит знакомство с новыми занятиями, вы можете устроить так, чтобы ребенок просто смотрел, как вы веселитесь, пока он ест любимое лакомство или пьет любимый напиток (объединение с уже известным поощрением). Вы поймете, что ребенок готов играть с новой игрушкой или взаимодействовать с вами во время новой игры, когда он начнет улыбаться и тянуться к предметам во время занятия.
Если ребенок не проявляет интереса к новому занятию, то вы можете прекратить игру и попробовать снова в другой раз, либо попробовать новую игрушку. Помните, что вы не сможете научить ребенка просить что-то, что ему не нужно, и развитие мотивации для новых занятий может потребовать время.
Начинайте обучать просьбам/добавлениям слов. Как только новая игра успешно объединена с поощрением, мы можем научить ребенка просить эту игру, а также различные предметы и детали, которые для нее нужны. Если у ребенка совсем нет устной речи, то мы можем учить его просьбам с помощью жестов или изображений, например, если вы играете с песком, и ребенку нравится смотреть, как вы сыпете песок, то вы можете научить его просить «посыпать» с помощью жеста в подходящей ситуации. Вы также можете сделать паузу перед последним словом фразы, чтобы посмотреть, не добавит ли слово сам ребенок. Например: «Смотри, песок! Я должна … (посыпать)». Это интравербальный ответ, но одновременно он является просьбой, так как ребенок хочет, чтобы действие произошло или продолжилось.
Используйте игрушки для самостимуляций только с другими людьми. Многие игрушки и занятия, которые первоначально предлагаются ребенку, можно считать игрушками для самостимуляций. Например, волчки, вертушки, резиновые палочки, машинки. Другими словами, если оставить ребенка с такой игрушкой наедине, то он будет наблюдать за ней и использовать одинаковым образом снова и снова. Важно не давать ребенку «играть» таким образом, поскольку это самостимулирующее поведение, и оно подкрепляет само себя. Мы не хотим увеличивать самостимулирующее поведение ребенка, предоставляя ему неограниченный доступ к таким игрушкам. Мы пытаемся объединить поощрение (игрушку для самостимуляций) с социальным взаимодействием с вами.
Избегайте вопросов. Типичная ошибка, которая встречается сплошь и рядом — сесть с ребенком «поиграть» и начать задавать ему один вопрос за другим. Это уже не игра, а экзамен, и ребенок может счесть ситуацию неприятной. Вместо этого постарайтесь избегать каких-либо требований в отношении ребенка и просто получайте удовольствие от игры вместе с ним (поощрение без условий). Например, если вы помогаете ребенку качаться на гимнастическом мяче, то вы можете говорить «на мяче поскакали, поскакали и упали». Если делать так каждый раз, когда ребенок получает удовольствие от игры, то, с большой вероятностью, вы заметите, как он выжидающе смотрит на вас, когда вы подходите к слову «упали». Начинайте делать паузу, прежде чем сказать «упали», и вы можете обнаружить, что ребенок говорит «упали» за вас! Такое добавление слова становится поведением, которое мы можем поощрять, формировать и переносить на другие функции языка.
Помогайте ребенку привыкнуть к присутствию игрушки. Некоторые дети должны часто видеть новую игрушку, прежде чем они начнут с ней что-то делать. Если у ребенка есть такая особенность, то просто оставляйте игрушку в комнате в течение нескольких дней, не трогая ее. Постепенно начинайте сами играть с игрушкой, когда ребенок в комнате, но на некотором расстоянии. Убирайте игрушку туда, где ребенок сможет ее видеть, но не сможет достать. Подождите, пока ребенок подойдет к вам, когда вы играете с новой игрушкой, но не подходите к нему сами. Если ребенок убежал от игрушки, как только он ее увидел, это еще не значит, что ему не понравится играть в нее потом! Помните, что игрушка является потенциальным обусловленным поощрением!
Варьируйте игровой сценарий. Не забывайте, что некоторые дети сильно «застревают» на том, чтобы играть одним и тем же образом или слушать одну и ту же историю. По этой причине, ребенок может обожать играть с этой игрушкой с мамой, но ему совсем не интересно играть в нее с папой! Если похоже, что это относится к ребенку, наблюдайте за тем человеком, с которым он играет, чтобы определить, что ему больше всего нравится в игре. Может быть, это смешной голос или то, как произносится определенное слово. Хотя мы и не хотим поощрять эту потребность в «однообразии», мы можем использовать эту информацию, чтобы определить, как мы можем изменить игру, но оставить ее такой же веселой (потенциальное поощрение).
Начинайте менять игру. Эти техники могут повысить интерес ребенка к людям и/или игрушкам. Помните, что на данном этапе ваша цель состоит в том, чтобы ребенок «разрешил» вам присоединяться к его игре, и чтобы вы стали частью поощрения в данной ситуации.
1. Добивайтесь ожидания. Повторяйте одни и те же слова и последовательности движений снова и снова, а затем делайте паузу.
2. Сделайте что-нибудь неожиданное. Начните игру, как и всегда, а затем внезапно измените свои действия.
3. Имитируйте то, что делает ребенок, а затем превратите его действия в игру.
4. Прервите «игру» ребенка, создавая ему шуточные препятствия.
5. Сопровождайте действия ребенка определенными словами или звуками.
6. Сделайте что-нибудь неожиданное.
7. Используйте преувеличенную мимику и движения, которые привлекают внимание.
8. Придавайте смысл действиям и звукам ребенка. Даже если вы считаете, что ребенок не говорит «настоящих слов», слушайте его звуки и действуйте так, как будто они имеют значение.
9. Добавляйте к игре новых «персонажей».
Постарайтесь не «убивать» поощрение и расширяйте игру. Каждый ребенок не похож на остальных, так что вам нужно внимательно наблюдать за ним, чтобы понять, когда можно добавлять «требования» к вашей игре. Как только ребенок начинает просить игру или игрушку, то вы можете увеличить количество предметов и действий, которые он просит. Например, как только ребенок начинает стабильно просить поиграть в мячик, положите его в прозрачный контейнер и научите ребенка просить «открыть» контейнер. Впоследствии вы можете научить его просить вас «катать» или «бить» мяч, либо вы можете предоставить ему выбор из нескольких мячиков разного цвета. Важно не повышать требования слишком быстро, иначе ребенок больше не захочет участвовать в игре. Очень часто это называют «убить поощрение». По сути, чрезмерный рост требований может сделать избегание более выгодным, чем занятие. Очень часто этим объясняются ситуации, когда родители сообщают, что ребенку очень нравилась определенная игрушка или игра, но сейчас он потерял к ней интерес.
Другой способ «убить поощрение» — это предоставить слишком много доступа к нему, так что оно теряет свою ценность (наступает насыщение). Например, ребенок может очень любить воздушные шарики, но если вы будете играть с ними по 10 раз в день, каждый день, то они потеряют всякую привлекательность! Время от времени вам надо будет прекращать игру, пока мотивация ребенка еще высока, но при этом переключаться на какое-то другое поощрение. Пытаясь найти новые игрушки и занятия, которые нравятся ребенку, увеличивайте требования очень постепенно и часто меняйте игры, таким образом вы сохраните ценность новых поощрений. Вы можете также расширять игру, добавляя новые «элементы» к ее сценарию или вводя новых персонажей.
Вводите новые цели обучения. Как только разговор и игра были объединены с поощрением и стали поощрением сами по себе, ребенок готов учиться тому, что может быть уже не так интересно. На данном этапе цели обучения могут добавляться из обычного списка этапов развития речи.
Развивайте гибкость. В жизни каждого ребенка наступает время, когда он уже не может играть так, как хочется, и «командовать» всеми вокруг. На раннем этапе обучения мы хотим, чтобы так и было, потому что мы учим ребенка принципу «я говорю — я получаю», а также развиваем новые схемы игр с помощью минимальных уговоров и вариаций со стороны взрослых «товарищей по играм».
Подобный вид игры иногда создает «монстров просьб», когда ребенок настаивает на том, чтобы все игры, от паззлов до железной дороги, определялись только им самим.
Тем не менее, если мы хотим, чтобы ребенок научился играть с другими детьми, то мы должны помочь ему понять, что он не всегда может «управлять» игрой. Сначала мы учим этому, когда настаиваем на игре по очереди, а потом мы можем расширить это обучение, когда во время своей очереди мы предлагаем новые «идеи» для последующей игры. Например, когда вы стоите башню из кубиков, предлагайте новые «идеи» о том, какие кубики можно использовать. Если «идея» принимается, то ребенка можно научить делать комплимент «товарищу по играм». Если же нет, «ну, что же», в другой раз идея может быть принята с большим энтузиазмом.
Проигрывайте социальные ситуации. На более поздних этапах игра может воссоздавать конкретные социальные ситуации, в которых у ребенка возникают сложности. Например, если ребенок не играет на площадке с другими детьми, то его можно обучать игре в те игрушки, которые подходят для детской площадки. Или же, если у ребенка произошло «столкновение» с другим ребенком, вы можете проиграть проблемную ситуацию, чтобы научить ребенка отвечать иначе в будущем. Проиграйте ситуацию по ролям с помощью кукол и других игрушек.
Веселитесь! Основная идея умения играть с ребенком и вовлекать его в общение сводится к тому, что игра — это весело! Благодаря осторожному добавлению требований и постоянному поиску и созданию новых ситуаций, которые нравятся ребенку, которые будут мотивировать его взаимодействовать, мы помогаем ему обобщать полученные навыки коммуникации с другими людьми и в других местах.
Источники:
- Башина В. М. Ранний детский аутизм. // Исцеление. — М., 1993. — С. 154‐165. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие// Москва: Владос – 2003. – С. 5-9, 14-18, 88-93. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – 2007. – 95 с.
- Мастюкова Е. М. Нарушение коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. // Из книги Е. М. Мастюковой «Лечебная педагогика» (ранний и дошкольный возраст). Москва, «Владос». – 1997. — С. 99-108, 164-258.
- Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. Минск: БГПУ, 2009. — С. 127 – 140 с. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных форма. М.: Владос, 2007. 66 с.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: Теревинф, 2000. – 336 с.
- Информациооный ресурс Фонд «Выход», https://outfund.ru/?s=кук+научить+ребёнка+общаться, источник Let’s Talk , автор: Трейси Вейл / Tracy Vail
разгарнуць » / « згарнуць